В современном мире детство протекает совершенно по-другому. Это огромное влияние интернет-пространства, медиа, различных гаджетов, также изменились социокультурная среда, темп жизни, родительские отношения.

В Якутии научным исследованием современной ситуации детства занимается АНО гармоничного развития детей «Лаборатория детства» при поддержке Целевого фонда будущих поколений РС (Я) за счет средств компании «АЛРОСА». Данный проект был запущен на основе предложения Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева по созданию Института, который бы изучал современное детство, детей и состояние их здоровья.

Вот уже три года «Лаборатория детства» объединяет группу исследователей и практиков, чья цель – изучить, как климатические, географические и другие факторы отражаются на физическом и умственном развитии детей. Работа организации ведется под руководством ведущих ученых Академии наук Якутии, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Психологического института РАО, Республиканской больницы № 1 – Национального центра медицины имени М.Е. Николаева.

«Лаборатория детства» продолжает расширять круг своих партнеров: недавно в рамках Всероссийской конференции по обмену опытом внедрения ФОП ДО в образовательную практику всех субъектов РФ подписано соглашение о сотрудничестве с ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

«В рамках нашей деятельности мы занимаемся тремя проектами – это «Растем с Якутией», «Ранняя помощь» и «Экосистема развития детской одаренности». Главной объединяющей целью этих проектов являются разработка, внедрение научно-обоснованных и эффективных инструментов и механизмов формирования основ гармоничного развития детей в республике на основе научных подходов с привлечением ведущих ученых страны», — отметил Юрий Семенов, директор АНО ГРД «Лаборатория детства».

Ежегодно «Лаборатория детства» изучает более 3 000 детей в 57 дошкольных образовательных учреждениях. По итогам научных исследований в области физического здоровья и психического развития детей дошкольного возраста республики изданы методические рекомендации: начиная с профилактики кариеса зубов, заканчивая развитием билингвального ребенка. Их вы можете найти в свободном доступе на сайте https://лабдетства.рф в разделе «Наука родителям».

Результаты исследований представляются также и научной публике. На этой неделе Юрий Семенов на III конгрессе молодых ученых выступил на диалоговой площадке «Детство в фокусе междисциплинарных исследований: современные мифы и научные данные» о влиянии билингвизма на когнитивное и речевое развитие детей. По последним проведенным исследованиям у билингвизма имеются преимущества и риски, в зависимости от дополнительных факторов и от того, какие именно речевые и когнитивные факторы рассматриваются.

Ранняя комплексная помощь играет решающую роль в формировании здоровья и развития детей, которые находятся в группе риска. Именно поэтому Фонд будущих поколений совместно с Республиканским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья начал реализацию проекта «Ранняя помощь». Проект включает в себя комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических исследований. Для оперативного выявления детей, нуждающихся в комплексной помощи, создана система автоматизированного скрининга малышей, посещающих детские сады. Всего с 2021 года помощь получили более 2000 семей с детьми. За три года Фондом будущих поколений оказано содействие в организации 21 ресурсно-методического районного центра ранней помощи по всей республике, также организовано и оснащено семь служб ранней помощи на базе детских образовательных учреждений в Горном, Верхоянском, Чурапчинском, Вилюйском, Олекминском, Ленском районах.

В рамках деятельности «Лаборатории детства» в семи школах республики и Вилюйском профессионально-педагогическом колледже им. Н. Г. Чернышевского внедрена система междисциплинарного обучения. Данная система помогает каждому ребенку раскрыть свой индивидуальный творческий потенциал к обучению, определить и развить свои сильные стороны и активизировать интеллектуальное развитие.

«Результаты работы учителей, внедряющих технологию междисциплинарного обучения, можно посмотреть через социально-психологический мониторинг, который будет проводиться совместно с педагогами-психологами школ по отдельным методам работы. В мониторинге используется метод наблюдения и индивидуальной, групповой беседы. Как отмечают учителя, дети показывают положительные результаты по освоению материала и интерес к занятиям», – рассказала педагог-психолог Саргылана Андреева.

Для внедрения технологии междисциплинарного обучения в общеобразовательных школах были разработаны учебно-методические пособия, монографии, рабочие тетради для школьников.

За три года в рамках проекта разработаны множество различных монографий, программ, учебно-методических пособий. Одним из ключевых изданий является первый учебно-методический комплекс на якутском языке по музыке для дошкольных образовательных учреждений: «Ырыа ыллааһын» («Пение»), «Алыптаах музыка» («Чарующая музыка»), «Музыкальнай инструменнарга оонньооһун» («Игра на музыкальных инструментах»).

Таким образом, «Лаборатория детства» создает пространство детской реализации, начиная с его здоровья, заканчивая его развитием. И самое важное в их работе – это услышать голос каждого ребенка.

Фотографии с архивов мероприятий

Пресс-служба Целевого фонда будущих поколений РС (Я)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *