История

1992 год был ознаменован для Республики Саха (Якутия) важным событием: президент России Борис Ельцин подписал распоряжение, согласно которому Якутия получала право использовать часть средств от эксплуатации не возобновляемых ресурсов, добываемых на ее территории для собственных нужд — в частности, поддержки и восстановления социальной инфраструктуры.

Тогда — в начале «девяностых» — страна население своей северной территории не бросила. 12 октября 1992 года после серии встреч и консультаций с руководством республики президент России Борис Николаевич Ельцин подписал распоряжение «О целевом фонде для нужд Республики Саха (Якутия)». Данное распоряжение предоставляло Якутии право сохранить и использовать часть средств от эксплуатации невозобновляемых природных ресурсов, добываемых на ее территории. фонд, основанный на эти средства, должен был поддержать и защитить социальную сферу, сохранить для жителей возможности роста и развития, а по большому счету, сохранить саму Якутию и ее население. определение конкретных целей, задач фонда и способов их решения возлагались на руководство республики.

12 октября 1992 года президент России Борис Николаевич Ельцин подписал распоряжение «О целевом фонде для нужд Республики Саха (Якутия)».

Для распределения этих средств в 1993 году был создан Целевой Фонд будущих поколений. На кону стояло ни много, ни мало — будущее Якутии!

Подготовкой фонда к открытию занималась группа из шести человек, собранная по поручению президента республики из работников нескольких министерств, ведомств и аппарата республиканского правительства.

Подготовительный этап потребовал без малого год работы с документами, нескольких поездок в поисках опыта деятельности подобных организаций в России, ближнем и дальнем зарубежье, десятков консультаций со специалистами в финансовой сфере, банкирами, хозяйственниками, политическими деятелями, представителями министерств и ведомств.

29 октября 1992 года вышел Указ президента РС (Я) Михаила Ефимовича Николаева «О создании Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутии)».

Начали с анализа мировой практики организации фондов будущих поколений, благо аналогичные учреждения на момент образования республиканского фонда уже функционировали в странах, в экономиках которых в той или иной степени задействована эксплуатация не возобновляемых природных ресурсов, — в Венесуэле, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, США и др. Переложить их опыт на российские реалии «вчистую» не представлялось возможным: сказывалась политическая и экономическая специфика. Однако изобретать целиком и полностью свое было дороже, поэтому изучали, собирали по крупицам из всех возможных источников, перекладывали на местные реалии, пытаясь встроить успешные наработки в русло российского законодательства… Проработать нужно было все этапы деятельности фонда — как и куда лучше вложить средства, как тратить полученную прибыль, как контролировать целевое применение средств и прочее. зарубежный опыт предлагал различные ответы на эти насущные вопросы.

Группа состояла из шести человек: заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Климента Кирилловича Корякина, первого заместителя директора Департамента пенсионной службы, члена постоянной комиссии палаты республики по бюджету, финансам и социальной политике Николая Михайловича Винокурова, министра финансов РС (Я) Александра Петровича Данилова, министра экономики Александра Анатольевича Кугаевского, заместителя руководителя управления национального банка РС (Я) Лидии Александровны Макаровой и Николая Ильича Федорова.

Например, один из наиболее успешных фондов — Постоянный фонд штата Аляска (США) распределял доходы от своих оборотных средств среди населения с помощью прямых ежегодных выплат населению. Аналогичный фонд в Кувейте практиковал различные социальные выплаты по различным основаниям (пособия на детей, на лечение, ссуды на строительство жилья и прочее). С другой стороны, довольно разумным казался и подход некоторых фондов, согласно которому расходная часть, накопленная за счет размещения основных средств, не выплачивалась населению в качестве дивидендов, а вкладывалась в развитие социальной сферы.

Собственные средства фонда не подлежат прямому распределению, а опосредственно направляются на благо будущих поколений.

В конечном итоге, Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия) принял именно такую концепцию работы. Было решено, что средства не подлежат прямому распределению среди жителей на их текущие нужды, а должны быть прямо или опосредовано направлены на благо будущих поколений. Полученные средства фонд должен не только сохранить, но также защитить от инфляции и преумножить, размещая их с целью получения прибыли в доходные и надежные активы, такие как ценные бумаги, недвижимость, предприятия и бизнес-проекты. И только прибыль от вложенных основных средств, а также средства, привлеченные со стороны, могут быть направлены на безвозмездное целевое использование, а именно, на реализацию социальных программ, направленных на поддержку будущих поколений.

В качестве главнейших направлений деятельности фонда были определены: • забота о непосредственно будущем поколении, в частности, совершенствование демографической политики, охрана материнства и детства;

• развитие здравоохранения, создание в республике научно-медицинского потенциала, способного решать проблемы профилактики, диагностики и лечения заболеваний, характерных для Якутии;

• образование и подготовка кадров для народного хозяйства республики, на начальном этапе в первую очередь подготовка специалистов в области рыночной экономики, хозяйственного и международного права;

• развитие и пропаганда культуры и искусства якутской земли, рост духовности и общей культуры якутского народа, приобщение населения к высотам мировой культуры.

Однако прежде чем планировать расходную часть, требовалось определить наиболее эффективный и надежный способ заработать средства для реализации задуманных проектов по намеченным направлениям.

Опять же мировой опыт предлагал разные решения. Тот же Постоянный фонд Аляски специализировался на финансовых операциях. Причем, исключительно за рубежом — ПФА было законодательно запрещено размещать средства на своей территории. В итоге, выйдя на зарубежные рынки, сформированные странами с развитой экономикой, Аляска получила возможность быстро увеличить доходность своих фондовых вложений и начать ежегодную выплату каждому жителю штата довольно крупной суммы денег (в начале 1990-х годов — около 1000 долларов). Таким же образом в свое время поступил фонд Кувейта, вкладывая средства по всему миру.

Фонду разрешено вкладывать собственные средства только на территории Якутии.

Якутскому же фонду будущих поколений, напротив, было запрещено вкладывать средства за пределами страны — после десятилетий «железного занавеса» слишком уж рискованным казался вывод средств за рубеж, да и зачем подпитывать чужие экономики, когда деньги можно с прибылью вкладывать в развитие своей. Такой, на первый взгляд, рачительный подход лишил фонд выхода на рынки успешных западных стран с развитыми и прибыльными экономиками, ограничив поле финансовой деятельности российскими границами. Страна же только ступила на новый этап своего развития, соответственно к стремительному потоку событий и к полномасштабной цивилизованной конкуренции была подготовлена недостаточно хорошо. В итоге, Целевой фонд будущих поколений был вынужден начать работу над преумножением доверенных ему основных средств в условиях необкатанного, сырого законодательства, отсутствия фондовых рынков, рынков ценных бумаг — вообще какого бы то ни было стабильного рынка, высокой инфляции и высоких рисков.

Отдельной проблемой для фонда на начальном этапе его становления оказалось отсутствие налаженной системы управления. Не располагал фонд и штатом специалистов, подготовленных к ведению необходимых финансовых и иных операций. Поэтому функции исполнительной дирекции Целевого фонда будущих поколений в первое время были возложены на комитет по драгоценным металлам, камням и валюте при Правительстве Республики Саха (Якутия).

АО «Комдрагметалл РС(Я)» является одним из ключевых предприятий республики и своей деятельностью обеспечивает реализацию важнейших целевых инвестиционных программ, направленных на социально-экономическое развитие республики, укрепление алмазо-гранильной, золотодобывающей и ювелирной промышленности.

Издержки официальной несамостоятельности наиболее остро проявили себя в тот самый момент, когда фондом были получены первые поступления из регионального бюджета за счет платежей за природные ресурсы алмазо-, золото- и угледобывающей отраслей промышленности и фонд начал производить первые отчисления на нужды республики. В связи с тяжелой финансовой ситуацией средства были направлены на помощь районам в связи с засухой и на закуп сена. Дело, несомненно, нужное, но как тенденция весьма для фонда опасное. И подобных «дыр» в бюджете северных республик всегда возникает много. К тому же якутские предприятия остро нуждались в кредитных ресурсах, вернуть которые чаще всего были попросту не в состоянии. Для того чтобы защитить основные средства от «разбазаривания» на оперативные расходы, фонд жизненно важно было наделить независимостью.

В связи с этим высшее руководство республики приняло решение выделить фонд из состава Комдрагметалла валюте в качестве самостоятельного юридического лица — государственного кредитно-финансового учреждения.

23 августа 1993 года Некоммерческая организация (фонд) «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)» была официально зарегистрирована в государственном реестре юридических лиц. Именно эту дату принято считать днем рождения фонда.

Был утвержден устав, назначен исполнительный директор и создано правление, в состав которого вошли представители комитета по драгоценным металлам, камням и валюте, Министерства финансов, Госкомитета по экономике и прогнозированию, Национального банка. Главой организации был назначен заместитель председателя правительства республики Климент Кириллович Корякин. Было определено, что в своей деятельности фонд подотчетен правительству и президенту Республики Саха (Якутия), а непосредственное руководство фондом осуществляют Правление и исполнительная дирекция во главе с генеральным директором. Состав правления определялся и утверждался президентом республики, при этом председателем правления назначался представитель исполнительного органа государственной власти республики.

Климент Кириллович Корякин — председатель Правления Целевого фонда будущих поколений РС (Я) с 1994 по 1999 год, председатель Попечительского совета Целевого фонда будущих поколений РС (Я) с 1999 по 2002 год.

Сегодня на счету у фонда огромное количество построенных объектов образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта.

102 объекта были построены и отреставрированы на средства Целевого фонда будущих поколений с 1993 по 2018 год

В рамках VII Спортивных игр народов Якутии 4 июля 2019 года в селе Бетюнцы Амгинского улуса состоялось долгожданное событие — торжественное открытие первого в республике Многофункционального спортивного зала для адаптивных видов спорта имени Владимира Неверова.

37 объектов образования

26 февраля 2019 года в самом труднодоступном селе Арктического улуса состоялось долгожданное официальное открытие Абыйской средней общеобразовательной школы имени д.т.н. Слепцова А.Е.

3 научных объекта

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН 1995 год.

15 спортивных объектов

Дворец спорта «50 лет Победы» открыл свои двери юбилейный 50-ый год со Дня Победы в Великой отечественной войне – в 1995 г., в честь чего и получил свое название «50 лет Победы».

8 объектов здравоохранения

Центр охраны материнства и детства. 1995 год.

17 объектов культуры

«Государственный цирк Республики Саха (Якутия)» создан 5 сентября 1994 года. Инициаторами и организаторами цирка в республике являются руководители Сахацирка, заслуженные артисты РФ и РС (Я) Марфа и Сергей Расторгуевы, представлявшие свое самобытное искусство более чем в 30 странах мира. 

5 экологических объектов

Зоопарк «Орто-Дойду» 2004 год

8 социальных объектов

Республиканский детский реабилитационный центр на 100 коек и 150 мест дневного посещения в г.Якутске. 2017 год

По всей республике реализовано множество специальных проектов, направленных на воспитание нового здорового и сознательного поколения якутян, поддержку семьи, развитие юных талантов.

В 2018 году Целевой Фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия) на территории Центра «Сосновый бор» поддержал строительство автогородка «Безопасная дорога», где юные участники дорожного движения получили возможность наглядно изучать правила дорожного движения и отрабатывать их на практике.

69 проектов в области образования, культуры, науки, спорта, здравоохранения, экологии и поддержки семьи были разработаны и реализованы фондом за 25 лет работы

Поддержка участия детей республики в международных экспедициях и конференциях.
Российско-мексиканская антропологическая экспедиция в г. Пуэбла, Мексика На фоне пирамид индейцев.

36 муниципальных образований приняли участие в программах фонда.

По сравнению с аналогичными организациями, работающими в других субъектах России, Целевой фонд будущих поколений показал себя долгожителем, который сумел выстоять и эффективно выполнять свою функцию даже в условиях экономического кризиса.

Руководство Целевого фонда будущих поколений. Генеральный директор Местников Сергей Васильевич.

Огромная работа, проделанная за 26 лет уже принесла свои плоды в виде одаренных детей, талантливых молодых специалистов, спортсменов, художников. Они — новые герои нашего времени, надежда и будущее Якутии.