С 11 по 19 декабря 2019 года при поддержке Целевого фонда будущих поколений делегация школьников из Якутии успешно участвовали в совместной образовательной программе с одной из лучших школ Таиланда — Научной академией Камноетвидья — Kamnoetvidya Science Academy (KVIS).

В аэропорту Инчхона

Как все начиналось
В октябре 2019 года в г. Якутске прошла 8-ая Азиатско-Тихоокеанская конференция юных исследователей — Asia-Pacific Conference of Young Scientists (APCYS), где школа KVIS приняла активное участие. Во время проведения конференции МАН РС (Я) и KVIS решили организовать совместную программу для школьников, про ход которой мы будем рассказывать далее. Поездка спонсировалась Целевым фондом будущих поколений РС (Я).

IT-исследования в университете

Участники
Участники программы — ученики 10 биолого-химического класса Республиканского лицея-интерната Сергей Горохов и Клара Чиркоева, а также ученики Информационно-технологического лицея №24 г. Нерюнгри им. Е. А. Варшавского Владислав Ижик (10 кл.) и Никита Гуреев (11 кл.).

В лаборатории Танита

О школе
Kamnoetvidya Science Academy несколько лет назад называлась Rayong Science Academy и была основана в 2013 году. В 2015 году школа была переименована в Kamnoetvidya Science Academy, где слово «Kamnoetvidya» буквально означает «Генезис знаний». Название было дано принцессой Маха Чакри Сириндхорн, которая 6 августа 2015 года присутствовала на торжественной церемонии открытия школы. KVIS поддерживается фондом Power of Learning где финансирование предоставляется группой компаний PTT Public Company — крупнейшей нефтегазовой компании Таиланда (входит в двадцатку крупнейших нефтегазовых компаний мира) для обеспечения устойчивости, процветания и долговечности академии. Позже компания Global Power Synergy, которая является партнером PTT, наряду с публичной компанией PTT Oil and Retail
Business Limited также присоединяется к группе компаний PTT для поддержки академии.
Всего за несколько лет школа достигла немалых высот как в Таиланде, так и за рубежом и стала одним из самых престижных учебных заведений для школьников старших классов. Ежегодно из 5000 заявок поступают всего 216, т.к. в школе есть по 4 параллельных класса по 18 учеников в 10, 11, 12 классах.
3 навыка, чему старается учить школа:
1. навык английского – все обучение и общение ведётся на английском;
2. исследовательский навык – все ученики занимаются исследовательскими проектами в области STEM (наука, технологии, инженерные науки и математика);
3. жизненный (воспитательный) навык – т.к. обучающиеся живут в интернате, их учат самостоятельности, а положительные качества и поступки поощряются.
Школу отличает большая открытость к сотрудничеству с зарубежными организациями и наличие множества международных программ, у KVIS есть партнеры в 14 странах, среди которых есть ведущие школы из США, Канады, Ю. Кореи, Японии и других стран.

День 1 — 11 декабря — Долгий путь
Наше путешествие началось рано утром — рейсом Сеул-Якутск. После непродолжительного полета прибыли в аэропорт Инчхон, который признан одним из лучших в мире — огромный, но логично устроенный, поражающий своей архитектурой. Пока мы ждали рейс в Бангкок, мы успели увидеть рождественский мини-концерт, застали национальную корейскую процессию, попробовали корейскую кухню.
В Бангкок мы прилетели за 6 часов полета, до кампуса школы ехать полтора часа на машине. Нас встретил представитель школы, и мы под ночь приехали в кампус, заселились в общежития и легли спать после почти 24-часового перелета.

Встреча с Бадди

День 2 — 12 декабря — Знакомство
Знакомство со школьной едой
День начинается с завтрака – очень вкусного, а главное – полезного! В KVIS есть специальный nutritionist — тот, кто составляет меню,
рассчитывает рацион и т.п. Система устроена по принципу “шведский стол”. Кухня не только тайская, иногда здесь можно покушать спагетти, японскую, китайскую еду. Много овощей, фруктов, разнообразие мяса и соусов.
Знакомство с бадди
После завтрака мы познакомились со своим бадди — Кэйвис, Обол и Чикэн — это как раз те ребята, которые в этом октябре были в Якутске во время Азиатско-Тихоокеанской конференции юных исследователей.
Знакомство с библиотекой
Бадди для нас провели небольшую экскурсию по Залу Славы и библиотеке.
Зал Славы рассказывает историю создания школы, ее успехи и достижения. В нем есть бюст патрона школы – принцессы Маха, которая приезжала в день открытия школы и всячески поддерживает KVIS. Кстати, в честь нее был определен один из официальных цветов школы – пурпурный, ведь принцесса родилась в субботу, а в тайской культуре цвет в этот день – пурпурный.
Также в Зале Славы есть маленький храм, где сидит Будда школы KVIS.
Библиотека богата самыми разнообразной литературой — на тайском, на английском языках, есть самые лучшие и достаточно редкие учебники со всего мира. Созданы все условия для того, чтобы в библиотеке было комфортно заниматься – пуфики, диванчики, большие холлы для групповых занятий и обсуждений, маленькие комнаты для тех, кто хочет сконцентрироваться. Такую комнату с напитками, закусками, телевизором и пуфиками, выделили и специально для нас, где есть канал Нетфликс.
Знакомство с обычным школьным уроком
Потом вместе с бадди мы пошли учиться с обычными учениками школы на два урока — математика и биология. Интересно, что в классах всего по 18 учеников, у учителей микрофоны, а также учителей было двое. Это называется team teaching (командное преподавание), где один — главный учитель, второй или третий — помощник. Такую практику в Таиланде применили впервые именно KVIS. На уроке по биологии заданием было приготовить смесь для сохранения цвета растения и сделать гербарий. Вместе со сверстниками справились и выполнили задание. Стоит отметить, что теоретической части было немного — больше внимания уделяется практике.
Знакомство с директором и руководством KVIS
После сытного обеда нас ждало официальное приветствие директора школы профессора Рачэйна Косанлавита, который приезжал в октябре 2019 года в г. Якутск в качестве члена Руководящего комитета 8-ой Азиатско-Тихоокеанской конференции юных исследователей. Нас также встретили помощник директора доктор Танит, учитель психологии Джит, заведующий общежитиями мистер Форнсант и др. Руководство KVIS рассказало нам об истории школы, ее миссии и общую информацию и подарило подарки.
Знакомство с лабораториями
Доктор Танит устроил нам познавательную экскурсию по лабораториям.
Первое оборудование — растровый электронный микроскоп — супер-микроскоп, который, получив изображение поверхности предмета, может показать состав, строение и другие его свойства. К примеру, микроскоп наглядно показывает на графике химические свойства элементов, например, массу, и можно понять это увидев своими глазами, а не просто потому что так написано в учебнике.
Вторая лаборатория больше техническая и географическая, направлена на изучение Земли. Совместно с учеными из МГУ ученики данной школы создали спутник, которого запустили, потом сделали с помощью него фотографию с космоса. В лаборатории есть микроконтроллеры влажности почвы для растений, кубсат, сенсор температуры, влажности и загрязненности воздуха, сейсмографическая карта, на которой можно посмотреть глубину землетрясений, надев 3-д очки.
Знакомство с кампусом школы
В кампусе школы находятся: учебный корпус, столовая, 4 общежития для учеников, 5 общежитий для учителей и их семей, спортзал, поле для регби, спортивная площадка, сад, пруд. Интересно, что ученики методом голосования дали названия каждому зданию общежития названия факультетов из “Гарри Поттера”, у входа каждого факультета есть свой герб. Вход в общежития по отпечаткам пальцев. Внутри все ходят босиком, т.к. поддерживается чистота. Каждый день идёт оценка чистоты в комнатах — ставятся баллы, по результатам которых можно получить приз, если держал комнату в чистоте. У каждого ученика есть своя комната, где есть своя кровать, большой шкаф, стол, стул. Интересно, что есть проход в соседнюю комнату, чтобы не было одиноко.
Есть общая кухня, если захотят приготовить что-нибудь, специально для тех, кто занимается ночью, есть отдельная комната для занятий.

День 3 — 13 декабря — Занятия в лабораториях, или как выглядит банановое дерево
Каждый учебный день в KVIS начинается с линейки, где вся школа поет гимн Таиланда, медитирует (5 минут молчания для сосредоточения на учебе), объявляются важные новости. Все это происходит у флага Таиланда, линейку проводит президент школы и школьное правительство. Там же нашу делегацию представили всей школе, а мы вручили подарок школе — якутский чороон.
Затем нас ждал урок биологии, где мы изучали биоразнообразие планктонов. Первая часть — самая необходимая теория, после чего мы пошли собирать образцы из близлежащего пруда с помощью сачка. Собрав их в пробирки, нужно определить под микроскопом виды планктонов, которые находились в наших пробирках. Некоторые планктоны свободно плавают в воде, а некоторые сцепляются за растения, которые растут в пруду.
На следующем уроке мы рассмотрели мертвые организмы и изучили их более детально на растровом микроскопе. Мы пропустили воду через сито и взяли необходимые образцы, поместили сушиться. Таким образом мы подготовили планктоны для того, чтобы мы посмотрели их под растровым микроскопом, который позволяет увидеть химический состав предметов с помощью рентгеновского излучения. Задача ребят – на микроскопе самим сделать фото одного из своих планктонов с разных степеней увеличения, т.е. увеличенное в 500, 1000 и 2500 раз. Ребята справились без проблем. Это был бесценный опыт работы на настоящем микроскопе.
Потом мы отправились собирать образцы для нашей следующей лабораторной работы.
Рядом с общежитиями растут самые разнообразные деревья и растения — рамбутан, манго, дуриан, папайя и множество видов бананов, их специально посадили на этой территории. Здесь можно найти разные сорты бананов — дикий банан, банан паном, дамские пальчики, золотой банан. Мы собрали лепестки цветов с каждого вида бананов для дальнейшего изучения в лаборатории. При работе с бананом нужно быть очень осторожным — если капля воды из стебля попадет на одежду, ее невозможно будет отмыть.
Следующим этапом стало знакомство с лесом Вангчан, куда мы поехали на машине для гольфа. По пути туда приветствовали и знакомились со всеми — с охраной, фермерами, учителями, т к. профессор Танит знакомит нас, чтобы мы могли чувствовать себя как дома. Таиландцы очень дружелюбные, не зря иногда их называют улыбающейся нацией.
Увидели целые плантации (оливки, мангостины, бананы и многое другое), и так как сейчас в Таиланде не так влажно, очень важно, чтобы растениям хватало достаточно воды, поэтому в этот период за ними следят особенно и регулярно поливают водой.
После ужина некоторые из нас пошли смотреть кино в университете VISTEC, который тоже спонсируется той же нефтяной компанией, что и школа. Они делят большую долину, а также некоторые здания, например, школьники могут пользоваться бассейном университета, а студенты университета — спортзалом школы. Университет находится в 5-7 мин езды на машине, 10 с лишним — на велосипеде. Школьникам можно смотреть мультики или фильмы два раза в месяц. Фильм идёт на оригинале и с английскими субтитрами — специально, чтобы дети учили язык.

Урок танцев

День 4 — 14 декабря — Отдых
В выходной субботний день мы поехали в район Клэнг провинции Районг смотреть мангровый лес и искупались в море.
Золотое мангровое поле — замечательный природный парк, в котором есть большой сад из мангровых деревьев. Такое дерево — один из важнейших элементов в экосистеме всего мира. Корнями он впитывает влагу и необходимые вещества. Растет на берегах океанов и морей, где более-менее стоячая вода. Вырабатывают кислород очень быстро и в больших количествах, поэтому играют большую роль в очистке воздуха для всего мира.
Далее мы посетили пляж Мэ Фим. Сейчас декабрь — самый холодный период, поэтому туристов было не так много.

Мангровый лес на лодке

День 5 — 15 декабря — Знакомство с жителями моря и культурой Таиланда
Четвертый день у нас был очень интересный и насыщенный: до обеда мы посетили Институт морских исследований университета Бурапха, затем культурный центр Тай Тхани.
При Институте есть большой аквариум и музей, куда мы и направились. Аквариум поражает большим разнообразием, в нем есть множество видов рыб и других морских существ — рыба-игла, морские коньки и их детеныши, угри, рыба-клоун, скат и многое другое. Мы оказались очень удачными — увидели, как акваланги кормят рыб, это целое представление.
В Музее морской науки хранится огромная коллекция морских животных (чучела, скелеты), а также рассказывается история рыболовства и изучения морской флоры и фауны.
После обеда мы поехали в Паттайю посетить Центр культуры и искусства Тай Тхани, в этом центре можно почувствовать почти всю культуру Таиланда в одном месте. Нас встретили девушки в национальных костюмах, надели на гостей венки из орхидей, вручили по кокосу попробовать кокосовое молоко.
Далее нас пригласили принять активное участие в нескольких увлекательных мастер-классах.
1) Мастер-класс по приготовлению «мианг кхам» — традиционной закуски на севере Таиланда. В лист чая заворачиваем смесь из имбиря, цимбопогона и некоторые другие ингредиенты, заправленную рыбным соусом.
2) Затем нас ждал мастер-класс по готовке салата из папайи, где мы попробовали сами приготовить соус.
3) Третий мастер-класс по приготовлению «кханом кхрок» — популярной уличной еды — кокосовые пироженки характерной круглой формы, внутри которого можно положить в качестве начинки почти все что угодно.
4) Также мы сами приготовили лечебную мазь из различных сортов трав.
5) Получили массаж от лучшего массажиста в округе.
6) Шестой мастер-класс — изготовление национального таиландского украшения интерьера, напоминающий оригами и китайский фонарик. Такое украшение преподносят Будде в качестве дани.
7) Последний мастер-класс — рисование акрилом на тканевой сумке. Наш учитель, оказывается, талантливый художник и скульптор, помог каждому нарисовать и подарил нарисованный нами же сумки.
Одним из незабываемых моментов стала наша встреча со слоненком. Мы покормили слона, за что он говорил нам спасибо и целовал в щечку. В
конце у нас был ужин в традиционном тайском стиле — немного специфичное, чем все, что мы ели до этого. Есть острое, кислое, сладкое — рацион сбалансированный и очень вкусный. За ужином мы смотрели представление — народные танцы и даже успели потанцевать вместе с танцорами.

Инстиут молекулярных исследований

День 6 — 16 декабря – Работа в механической мастерской, и будущая Силиконовая долина Таиланда
Этот день был посвящен работе в механической мастерской школы, где школьники сами создают сувениры из пластика, фигурки из 3-д моделей, изделия из металла, баннеры и многое другое. Лаборатория поражает своей оснащенностью – здесь есть, к примеру, аппарат лазерной резки, фрезерный станок ручной высокой точности из Тайваня компании Prompt, фрезерный станок с ЧПУ фирмы Haas (США), Автоматический токарный станок фирмы Haas (США), штангенциркули со шкалой Нониуса (Vernier Calipers) и ручной сканер 3д SENSE. Такой сканер позволяет сканировать любой объект в пространстве, и затем его можно распечатать на 3-д принтере. Так, мы просканировали бюст каждого из наших ребят и 3-д бюсты нам подарят в последний день.
Ребята также обнаружили школьный проект экструдер и плавательную камера с регулируемой скоростью подачи и температуры для рециркуляции филаменов с добавлением добавок. Используют PLA 90% и добавляют природный каучук 10%, каучук сами получают с резиновых деревьев Hevea brasiliensis. Филамены сделали с добавлением 5% размолотого кофе. Они сравнивают разные температурные режимы смешивания и скорости подачи. Температурный режим в плавательной камере только от +100 — +150 C.
О работе в мастерской нам рассказал профессор Сарун Ноунджин, руководитель Механико-инженерного факультета, с которым ребята активно обсуждали совместимость 3-д программ и о многом другом. Школьники были восхищены «Здесь есть много места для нас!»
Затем мы поехали на обзорную башню, с которой видно всю долину Вангчан, где расположен, помимо школы KVIS, учебный центр Wangchan Forest, строящие объекты Восточного экономического коридора инноваций (EECI — Eastern Economic Corridor of Innovation). На этом месте через несколько лет будет центр переработки отходов, теплица Биополис и опытные установки (кажется, что-то наподобие испытательного полигона)
Биополис, Ариполис и космический иннополис. Как раз таиландцы очень заинтересованы в установлении тесных связей и партнёрства с Россией в области космических технологий. Долину Вангчан хотят сделать что-то наподобие знаменитой Силиконовой долины. Планируется постройка международной школы, больницы и многое другое
Далее мы посетили Институт для аспирантов VISTEC. Он отлично оборудован, созданы все условия для ведения научных исследований. В Школе молекулярных исследований и инженерии и в Школе энергетики и инженерии мы увидели рентгеновый дифрактометр, спектометры, хроматографы, оборудование, которое может разделить объект на химические элементы, атомный микроскоп и многое другое. В кампусе построена карбоновая нано-трубка.
Далее мы посетили Школу IT и инновационных технологий. Здесь местные аспиранты рассказали о своих исследованиях, которые они проводят. Ученые рассказали, что во многом они находят решение в природе — например, чтобы создать робота, проходящего через неровные и труднодоступные поверхности, они вдохновлялись движениями паука и создали робота-паука. Также они разрабатывают робот, который может ремонтировать труднодоступные (например, находящиеся слишком высоко) трубы нефтяных промышленных объектов. При работе вдохновлялись движением червя.
Здесь есть лаборатория технологий «Умный дом», изготавливают электронные инновационнные протезы ног для инвалидов, занимаются разработкой приложения, который по фото еды автоматически высчитывает кол-во ккал, жиров и т.п.
После обеда нас ждал урок тайских традиционных танцев, где мы научились тем базовым движениям, которые используются почти во всех разновидностях тайских танцев. Нам дали традиционные костюмы, и т.к. это было во вторник, нам дали костюмы розового цвета. Интересен тот факт, что каждый день недели в Таиланде имеет свой цвет. Так, понедельник – желтый, вторник – розовый, среда – зеленый, четверг – оранжевый, пятница – голубой, суббота – пурпурный, воскресенье – красный.

Грибная ферма

День 7 – 17 декабря – Грибная ферма и лес Вангчан
Утром мы посетили грибную ферму SKP, которая выращивает грибы лингджи и делает из них разнообразную продукцию — чай, напитки,
таблетки и так далее, т.к. полезные вещества, которые содержатся в грибах лингджи, укрепляют иммунную систему и помогают при профилактике и лечении рака, особенно, рака лёгких.
При входе в ферму нас угостили чаем из грибов, прочитали вводную лекцию. Школа KVIS и ферма являются хорошими партнерами — на этой ферме ученики школы приходят проводить свои исследования. Например, школьники установили, что при определенном цвете грибы растут лучше, и работники фермы применяют такой метод в производстве.
Чтобы зайти в саму ферму, необходимо надеть защитные маски и шапочки – они нужны для защиты от спор грибов и пыли. К сожалению, фотографировать нам запретили. В ферме мы увидели, как готовят почву для грибов — смешивают опилки, порошок соевых бобов, воду с сахаром и добавляют химические добавки. Сами тоже принимали непосредственное участие в этом и помогали работникам.
Следующий этап нашей поездки – лес Вангчан, расположенный на одноименной долине. Сама королевская элита (самый любимый предыдущий король Таиланда Рама 9, его супруга и действующий король Рама 10 с супругой) несколько раз приезжала в лес Вангчан, посадила деревья и продолжает поддерживать проект.
Почему так важен и интересен этот лес. Всего каких-то 4 года назад на этом месте практически ничего не росло, школа KVIS и университет VISTEC построены совсем недавно на том месте, где практически ничего не было. За короткий промежуток времени при поддержке нефтяной компании PTT и других партнеров было посажено множество деревьев и растений целыми плантациями, сделаны пруды, построены школа, университет, грибная ферма, обзорная башня, парк для гольфа и др. Как уже было сказано ранее, планируется создание своеобразной Силиконовой долины.

День 8 – 18 декабря – Защита проектов и прощальный день
В последний день пребывания мы встретились с первым директором школы KVIS, доктором Тонгчай Чеупреча – человек, который стоял у истоков становления современного Таиланда, начинающего путь в мир высоких технологий и инноваций. Ему 77 лет, но до сих пор полон энергии, инициатив и гениальных идей. Мы подарили директору якутский хомус, предварительно продемонстрировав, как на нем играть.
тор рассказал, что многие таиландцы, которые в свое время получили лучшее образование в мире (в том числе он сам) обязаны России (СССР). Когда советскими был запущен первый спутник, Америка поняла, что может проиграть гонку. Поэтому она стала уделять большое внимание этой области и образованию, например, стали организовывать специальные программы в университетах для иностранных студентов, в число которых попал и он.
Затем состоялось официальное вручение сертификатов участия, всем подарили личный 3-д бюст, которых нам сделали несколько дней назад в механической мастерской. Директор школы поблагодарил за наш приезд, выразил желание продолжить наше сотрудничество, и в следующем году к нам могут приехать ученики школы KVIS.
Специально для нас был организован урок тайского языка, где мы играли в лингвистические игры и выучили самые необходимые слова и выражения – приветствие, представление себя, благодарности, прощание. Тайский язык очень сложный, особенно усложняет наличие 5-ти тонов.
Затем наступил момент, когда ребята защищали свои проекты и исследования перед директором, учителями, приглашенными лекторами и учениками школы. Никита Гуреев защитил проект про многоуровневый алгоритм защиты данных, Владислав Ижик – о практическом применении технологии блокчейн, Клара Чиркоева – о технологии очистки воды через метод CRISPR/Cas, Сергей Горохов – про получение пищевых протеинов из нефтяных отходов. Защита и ответ на вопросы полностью проходили на английском языке, ребята получили хороший опыт представления своих исследований на иностранном языке, получили ценные советы, указания и идеи по улучшению некоторых аспектов своих работ и дальнейшее развитие их научных проектов.
В конце дня состоялся прощальный праздничный ужин, на котором собрались все наши новые друзья, вручили друг другу памятные подарки и сувениры, а также мы подарили нашу песню на тайском языке, которую наши друзья особенно оценили.
На следующий день рано утром мы выехали домой.

Поездка в KVIS была для нас интересным и полезным опытом, ребята узнали, каково это, учиться в одной из лучших школ Таиланда, попробовали работать на современных научных лабораториях и провести совместные
исследования, посетили интересные учебные заведения и учреждения науки, природные парки, улучшили владение английским языком, получили возможность представить свои исследования зарубежной аудитории, познакомились с богатой культурой Таиланда и обрели новых друзей.


Совместная образовательная программа со школой Kamnoetvidya Science Academy планируется продолжиться и в следующем году – ученики KVIS выразили желание приехать в Якутию в 2020-м году для совместной работы в исследовательской школе.
Выражаем благодарность Малой академии наук РС (Я) и Целевому фонду будущих поколений РС (Я) за предоставленную возможность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *