Лучшие педагоги получат премии по 100 тыс. рублей. Конкурс для работников сферы проводится регионом к 100-летию основания Якутской АССР. АО «РНГ» выступает генеральным партнером, соответствующий договор был заключен с Целевым фондом будущих поколений РС(Я).

Директор Верхневилюйской средней общеобразовательной школы № 4 им. Д. С. Спиридонова Юрий Кынатов более 10 лет возглавляет республиканскую общественную организацию «Клуб “Учитель года Республики Саха (Якутия)”», участники которой присоединились к конкурсу.

— Юрий Васильевич, вы всегда хотели быть учителем? Как вы пришли в педагогику?
— Выбор профессии для меня не был случайным. Моя мама всю жизнь проработала в школе, преподавала якутский язык. Я с детства видел, насколько это тяжелый труд, поэтому не стремился стать учителем. Но жизнь распорядилась иначе. Любовь к истории привела меня на исторический факультет Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. После окончания учебного заведения пришел работать в школу – видимо, сказались гены. Кстати, мои сестра, брат и жена тоже педагоги. Преподавал в нескольких учебных заведениях Верхневилюйска. А последние 10 лет являюсь директором Верхневилюйской средней общеобразовательной школы № 4 им. Д. С. Спиридонова.

— На ваш взгляд, что отличает якутских педагогов от их коллег в других регионах России?
— Мне кажется, что наши учителя более скромные, более замкнутые, не любят презентовать свои достижения. Учителя из других регионов, напротив, не скрывают свои таланты и стараются показать свои лучшие качества.

— Современный учитель – кто он? Какими качествами должен обладать?
— Современный учитель – это тот человек, который знает, чего хочет добиться в профессии. Раньше учитель приходил в школу и работал в одном учебном заведении до пенсии. Молодой преподаватель более мобилен, ищет то место, где будет востребован и сможет по максимуму проявить свои таланты и знания. Такие специалисты стремятся к самореализации, они очень амбициозны и открыты для всего нового.

— С какими проблемами сегодня сталкиваются учителя?
Основная проблема – это поиск взаимопонимания с детьми и их родителями. Ранее учитель был непререкаемым авторитетом, а сегодня среди учеников и взрослых обязательно найдутся те, кто считает, что знает предмет лучше педагога. Поэтому современный преподаватель не просто должен хорошо разбираться в своем предмете, но и постоянно пополнять свои знания. Также важно быть хорошим психологом, прислушиваться к детям и уметь с ними общаться. А это уже скорее искусство, нежели ремесло. Но все приходит с практикой, главное, иметь мотивацию к саморазвитию.

— Как привить ученику любовь к своему предмету?
— Просто нужно хорошо знать свою дисциплину. Если педагог любит свой предмет, то это рождает ответные чувства у учащихся. Для этого вовсе не обязательно использовать современные технологии, хотя и они играют свою роль в заинтересованности детей в учебе. Я могу назвать десятки примеров того, как учитель, увлеченный своим предметом, показывает очень хорошие результаты, не используя информационно-компьютерные технологии.

— Вы возглавляете республиканскую общественную организацию «Клуб “Учитель года Республики Саха (Якутия)”». Расскажите о ней.
— В 2010 году меня направили на Всероссийский конкурс «Учитель года России», во время которого я познакомился с замечательными педагогами, увлеченными своей профессией. Многие из них затем приезжали к нам в Якутию, делились своим опытом в рамках мастер-классов. Когда мы только начинали деятельность нашего клуба (это был январь 2011 года), то собрали 18 педагогов, в разные годы носивших звание «Учитель года». Сегодня клуб объединяет 120 педагогов из 22 районов. Мы проводим профессиональные конкурсы, семинары, организуем выезды учителей в другие регионы и страны для обмена опытом и повышения квалификации.

— На ваш взгляд, зачем нужны профессиональные конкурсы? Какова их цель?
— Прежде всего, это повышение профессионального уровня педагогов. Когда человек постоянно находится в замкнутом пространстве, он не может самосовершенствоваться, следовательно, и развивать своих учеников. На конкурсах происходит обмен опытом, участники общаются с коллегами, анализируют, на каком уровне они находятся и в каком направлении им двигаться дальше. Кроме этого, важен взгляд со стороны. Эксперты, которые оценивают твое выступление, могут подсказать, какие у тебя сильные стороны, а над чем еще стоит поработать. И это очень сильно потом помогает в дальнейшей работе. Ну, а кто-то из педагогов, участвуя в профсостязаниях, просто хочет заявить о себе, повысить свой престиж. В любом случае конкурс – это реальное повышение квалификации учителя, где он старается показать свои лучшие качества.

— По вашему мнению, кто такой идеальный учитель, и встречали ли вы его в реальной жизни?
— Идеальных учителей я не видел, только близких к совершенству. В основном на конкурсах, семинарах; у меня у самого были очень хорошие преподаватели. На мой взгляд, первоклассного педагога прежде всего отличает внутренняя интеллигентность, он должен уметь чувствовать детей на расстоянии. Не только быть хорошим предметником, но и, как я уже говорил, психологом. Который знает, как провести урок так, чтобы детям было интересно его слушать. Ну, и имеет качества, которые не зависят от профессии, а присущи любому хорошему человеку – это открытость, коммуникабельность, отзывчивость и обаяние. Приведу цитату А. Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А идеальный педагог – это хороший учитель, чуткий психолог, методист и просто добрый человек.